Перераспределение капитала
Мы начнем с анализа различных способов, позволяющих избавиться от большого государственного долга. Этот анализ приведет нас к изучению различных ролей, которые на практике играют центральные банки в регулировании и перераспределении капитала, и тупиковых ситуаций, к которым ведет европейское объединение, чрезмерно сосредоточенное на общей валюте и слишком явно игнорирующее вопрос налогов и долгов. Наконец, мы исследуем вопрос оптимального накопления государственного капитала и его взаимодействия с частным капиталом в XXI веке в условиях слабого роста и возможной деградации природного капитала.
Для начала напомним общую структуру национального имущества в Европе в начале XXI века. Как мы видели во второй главе этой книги, в настоящее время национальное имущество приближается к шести годам национального дохода в большинстве европейских стран и почти полностью принадлежит частным экономическим агентам. Общая стоимость государственных активов сопоставима с государственными долгами, в результате чего чистое государственное имущество практически равно нулю. Частное имущество делится на две примерно равные половины: недвижимые активы и финансовые активы. Официальные имущественные позиции Европы по отношению к остальному миру в среднем близки к равновесию, что означает, что европейские предприятия, как и государственные долги в среднем принадлежат европейским же домохозяйствам. Эта реальность затемняется сложной системой финансового посредничества и масштабами взаимного участия между странами. Однако реальность от этого не меняется: европейские домохозяйства владеют эквивалентом того, чем вообще можно владеть в Европе, в том числе, разумеется, и государственными долгами.